Пиво
Пиво – освежающий, насыщенный диоксидом углерода, пенистый напиток, получаемый в результате сбраживания пивного сусла специальными расами пивных дрожжей.
Пиво – самый древний алкогольный напиток в истории человечества. Оно занимает особое место в потреблении напитков, имеет огромную популярность и широко распространено у многих народов. Альтернативой или конкурентами пива по популярности потребления являются безалкогольные напитки.
Пивное сусло приготавливают из дробленых зернопродуктов: преимущественно ячменного или пшеничного солода, ячменя, пшеницы, кукурузы и другого зерна, воды, сахара и хмелепродуктов.
Пиво бывает:
светлое
полутемное
темное
безалкогольное – с массовой долей спирта не более 0,4%
крепкое – с массовой долей спирта 1,0-6,0%
оригинальное – светлое пиво с увеличенным сроком дображивания и повышенной нормой внесения хмеля
пастеризованное – с повышенной биологической стойкостью, получаемой путем тепловой обработки
специальное – приготовленное с применением вкусовых или ароматических добавок
Для производства светлого пива используют светлый или средней цветности солод. Темные сорта производят с добавлением темного (карамельного Илии жженого) солода. По способу обработки пиво подразделяют на пастеризованное и непастеризованное.
В заграничной классификации пиво разделяют по цвету на светлое и темное, по экстрактивности начального сусла на слабое – 5%, среднее – до 12% и крепкое – более 14%. В зависимости от способа брожения и используемых дрожжей различают пиво низового брожения («lagers» - «лагерное» пиво) и верхушечного брожения («ales» - эли); кроме того, вырабатывается пиво спонтанного (невольного) брожения, называемое ламбик. К пиву верхушечного брожения относят портер, пшеничное, фруктовое пиво.
Массовая доля сухих веществ указывается в процентах или градусах Баллинга. Пиво с малым содержанием алкоголя имеет массовую долю сухих веществ начального сусла (плотность) до 5%, со средним – до 12%, крепкое пиво – свыше 14%.
Как сказано выше, основным сырьем для производства пива являются ячменный солод, хмель и вода. От их качества и подготовки зависят вкусовые, питательные и другие потребительские свойства пива.
Полезность пива для организма зависит от химического состава исходного сырья. Пиво содержит ряд важных компонентов, среди которых основное место занимают витамины, минеральные вещества и органические кислоты. Имеются в незначительном количестве углеводы, азотосодержащие вещества. Это определяет высокую пищевую и энергетическую ценность пива по сравнению с другими алкогольными напитками.
Из витаминов пива основное место занимают витамины группы В, содержание которых в 1 куб.дм составляют от 10 до 35% суточной потребности взрослого человека.
Таким образом, пиво – достаточно хороший энергетический источник, поставляемые им калории не являются «пустыми» в отличие от таких алкогольных напитков, как водка.
В 2004 году в мире было выпито более 136 млрд. литров пива, в 2005 году количество выпитых литров пива в мире достигло 155 млрд. На сегодняшний день средний житель планеты выпивает в год более двадцати литров пива.
В год на душу населения в стране "рекордов" - Чехии - приходится 162 литра пива - и это с учетом немощных стариков, младенцев и беременных женщин, которым пиво противопоказано. Далее с большим "отрывом" от "рекордсмена" идут Ирландия - 139 литров пива, и Австрия - 124 литра. Германия отстала от своей южной "соседки" всего на 1 литр пива и заняла "скромное" 4-е место. А в "туманном Альбионе" на человека в год приходится всего 95 литров хмельного ячменного напитка. По данным исследований Института экономики АН РУз объем потребления пива в расчете на одного человека по Узбекистану составляет 8,87 л/год, а фактический объем потребления пива населением Узбекистана оценивается в размере 2,28 млн.гл/год. По данным статистиков, глобальный рост спроса на пиво в мире произошел за счет увеличения на 42% потребителей в странах Восточной Европы, которые постепенно отказываются от крепких напитков типа водки, джина или виски и переходят на "умеренный по содержанию алкоголя хмельной состав". Особенно заметен рост потребления пива и снижение употребления водки в таких странах, как Болгария, Румыния, Албания и Македония.
При организации пивоваренного бизнеса в первую очередь следует учитывать следующие моменты:
1. Выбор оборудования.
На выбор оборудования будут влиять различные факторы – его цена, качество, срок службы, условия работы с поставщиками, удобство в обращении и многое другое.
2. Выбор поставщика.
Учитывая, что производственное и технологическое оборудование – основа бизнеса компании, к выбору его поставщика необходимо относиться чрезвычайно тщательно. Помимо самого оборудования, в комплекс необходимых для компании услуг входит доставка, проектно-монтажные и пуско-наладочные работы, техническое обслуживание станков и механизмов, а также подготовка персонала. Кроме того, сам поставщик может подсказать какое оборудование выбрать и что нужно для организации практического бизнеса.
3. Объем производства и реализации.
Объем производства на пивзаводе может быть разным:
завод, производящий в сутки от 50 до 500 литров пива, - это микро-пивзавод;
завод производительностью от 500 до 15 000 литров - мини-пивоварня (мини-пивоварня);
промышленные пивоваренные заводы.
Маркетинговые исследования показывают, что сложилась определенная сегментация рынка реализации пива. Можно выделить 3 сегмента:
Бочковое пиво (кеги) – продукция низкого и среднего ценового диапазона посредством розлива в кафе, шашлычных и ресторанах.
Розлив пива в ПЭТ тару.
Розлив в стеклянные бутылки емкостью 0,5 литра.
При годовой производительности завода 300000 гл или 30000000 л пива в год, ориентировочные денежные потоки по сегментам составят:
Производство и продажа бочкового пива (кеги) – 5 250 000 евро/год
производство и продажа пива в ПЭТ (1,5 л) – 3 571 429 евро/год
Производство и продажа пива в стеклотаре (0,5 л) – 6 000 000 евро/год
Несмотря на то, что потребление пива в Средней Азии стабильно и стремительно увеличивается, ниша местных производителей пива остается незаполненной. Основными преимуществами пивоваренного бизнеса и перспектив его развития в Средней Азии, являются:
недостаточное предложение на рынке высококачественного пива местного производства;
большая емкость рынка сбыта;
готовая продукция не требует дополнительных затрат на обеспечение сохранности при хранении и транспортировке;
быстрый срок окупаемости инвестированных средств.