Sign in to follow this  
Followers 0
Чабан

Что означают узоры на узбекской тюбетейке ?

158 posts in this topic

Все кому я задавал этот вопрос либо не знают на него ответа, либо отвечают что это растение - (стручок, лоза итп.) Google & ya.ru - не дают однозначного верного ответа. Насколько я понял истинный смысл узора знают очень ограниченное число людей. Даже те кто изготавливают тюбетейки - не могут правильно ответить, что означает узор.

 

Как вы думаете, что означают узоры на узбекской тюбетейке ?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Наверное означает как и любой растительный орнамент, жизнь, тяга к солнцу, плодородие и достаток...

a312eaebd339t.jpg

86d0ec4d8143t.jpg

c85674a12c40t.jpg

 

Любительские фото :lol:

Некоторое время назад, изучала прорисовку накша и национальных элементов узора, могу с полной уверенностью сказать, что узбекские узоры намного тоньше и изящнее по исполнению по сравнению со многими другими восточными орнаментами...Некоторые работы просто потрясают по своей замысловатости и игре линии... :)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Все кому я задавал этот вопрос либо не знают на него ответа, либо отвечают что это растение - (стручок, лоза итп.) Google & ya.ru - не дают однозначного верного ответа. Насколько я понял истинный смысл узора знают очень ограниченное число людей. Даже те кто изготавливают тюбетейки - не могут правильно ответить, что означает узор.

 

Как вы думаете, что означают узоры на узбекской тюбетейке ?

 

Когда-то в далеком детстве я слышал одну из версий, что это со времен Авиценны. Он отделял привитых/вылеченных от какой-то жуткой болезни (чума?) такими тюбетейками. Что-то было типа того, что он лечил их при помощи перца. Подробностей, к сожалению, не помню.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

В большинстве там перец однозначно, от сглаза видимо.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Насколько я понял истинный смысл узора знают очень ограниченное число людей. Даже те кто изготавливают тюбетейки - не могут правильно ответить, что означает узор.

Чабан, раз Вы так подчеркнули, наверное сами входите в круг посвященных...Расскажите :)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

варианты:

 

- роза ветров,

- инь-янь.

- глаз.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вроде на деньгах есть схожие узоры... :)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

А погуглить в лом штоле?:

 

"Узбекская тюбетейка – всем шапкам голова

"Я, наконец, узнал, – сказал однажды сказал мой земляк Нюма из общаги на Майдерихе, что в Дуйсбурге, – как определяют экономическое положение государства. По обилию на улицах головных уборов! В журнале прочитал. Есть чем голову народу покрыть – цветет страна".

Нюма все еще живет ощущением, что его шляпную мастерскую в центре Самарканда ждет большое будущее. Но, при всем уважении к профи, его утверждение я близко к сердцу не принял.

– Получается, – говорю, – что все 24 миллиона жителей из милого нашему с ним сердцу Узбекистана – вполне зажиточный народ. Это при среднемесячном уровне зарплаты, стипендии или пенсии в 15-20 евро. На кепку не хватит, только на тюбетейку.

– Ну что ж, – не унывает Нюма. – Зато все головные уборы произошли от тюбетейки. А что? Кепка – тюбетейка с козырьком. Шляпа – тюбетейка с полями. Цилиндр – тюбетейка с полями и верхом, сохраняющим заданный диаметр. Тюбетейка – всем шапкам голова.

 

Что тут рассусоливать? Почувствовал я, что просто обязан про тюбетейку рассказать. И, конечно, показать ее во всей красе.

 

 

О чем повествует узбекская тюбетейка?

Тюбетейка в основе названия несет тюркский корень "тюбе" – вершина. Это продукт особенный. И повсюду на Востоке называется по-своему. В Туркмении, например, – тахья. Здесь ее кроят с круглым или квадратным донышком. Затем пришивают околыши. Узор и цвет вышивки на тахье зависит от этнической принадлежности. Обычно это геометрический орнамент с классическим сочетанием красного, белого, черного и желтого цветов. Поверх тахьи туркменской девушке надевали серебряное навершие, часто украшенное птичьими перьями – гупба. Если же гупба была без перьев, это означало, что девушка уже сосватана.

 

По тюбетейке определяли не только гражданское состояние, как в Туркмении, но и место жительства – к примеру, в соседнем Таджикистане. Особенность узора и главные цвета об этом говорили. Вышита геометрическим узором – значит, "родом" с Памира. Богата расцветкой – выткана мастерицами Ура-Тюбе. А самые популярные в республике – мужские черно-белые тюбетейки под названием чусти (местечко Чуст в Ферганской долине Узбекистана). Они вышиваются белым шелком на черном фоне. Узор вышивки чусти традиционен: это каламфур (стручок перца). Квадратна по форме, заканчивается она узким бархатным кантиком черного цвета. Тюбетейка чусти очень изящна и отличается простотой и тонкостью вышивки.

 

Причем, убор для мужчин и для женщин украшен по-разному. К примеру, у уйгуров более привлекателен тот, что для сильного пола. Зимняя тюбетейка для мужчин делается из меха, а летняя – из шелка и впереди украшается птичьими перьями. Вместо картин в уйгурском доме висят тюбетейки. Да какие! Расшитые золотой и серебряной нитью, бисером, цветной нитью, пейзажами. Глаза разбегаются. Ну а остановился на такой-то картине взгляд гостя – забирай! Обычай такой. Восток.

 

Той-дорба – свадебный мешок, в котором казахский жених несет невесте подарки, будь он трижды лисьими шкурами наполнен, все равно не засчитывается, если нет там тюбетейки.

 

Тюбетейкой пронизан Восток, ибо все там несет ее форму. Синий свод неба, под которым рождается и умирает человек. Юрта – огромная тюбетейка, где он живет. Пиала, из которой пьет чай. Каса, из которой он ест шурпу (суп) или плов. Купола мечетей, где отмаливает грехи. Каменные тюбетейки прикрывают здания старинных рынков. Куда ни глянь – тюбетейка!

 

Особое место занимает тюбетейка в жизни узбека. Она становится не просто частью одежды, а даже... мерой объема. Вот встречаются старые друзья, и кто-то обязательно в шутку предложит: "Дуппидай ош килайлик!", что означает: "Сделаем плов размером с тюбетейку!"

 

Тюбетейка полна волнующих символов, понятных только посвященным. Ясное дело, прежде всего – женщинам, которые вышивают различные узоры, в которых угадываются цветы, травы, животные, птицы.

 

Волнообразный стебель вьюнка, который "струился" в нижней части тюбетейки, означал богатство и жизнеспособность. Иногда на ней появлялась яркая пестрая птица: петушиные и фазаньи перья применялись для защиты от "сглаза". Узор "след змеи" предназначался для той же цели. Символическое изображение бараньих рогов олицетворяло силу и мужество, а рыбы – плодовитость женщины. Иногда в узорные композиции включались надписи на арабском языке. Надпись на одной из мужских бухарских тюбетеек начала прошлого века гласила: "Пусть кулох (это иное название тюбетейки) останется на голове, а враги провалятся сквозь землю".

 

Вообще мужчин в тюбетейке можно встретить на улицах узбекских городов чаще, чем женщин. Потому и символика сориентирована соответствующим образом. Четыре цветка в верхней части мужской тюбетейки традиционно считались символами охраны его здоровья. А шестнадцать цветков на кромке головного убора – пожеланием иметь большую семью. Не менее шестнадцати детей. Именно такая семья считалась полноценной.

 

"Вай-дод! – на восточный манер воскликнул Нюма, что означало нечто непереводимое, но вполне цензурное. – По твоему выходит, что если бы рядовой бюргер надел бы тюбетейку, демографическая проблема в Германии разрешилась сама собой..."

 

Что ж, если бы Европа была накрыта тюбетейкой...

 

Александр ДЕМАЛЕМ

 

Источник: http://www.rg-rb.de/"

 

И вот ещё поинформативнее:

 

"Узбекский головной убор: тюбетейки

Знаете, почему развалился Советский Союз? "Узбек хотел ходить в тюбетейке и пить зеленый чай, а ЦК КПСС сказал ему: "Ходи в галстуке и пей водку!" Так с армейской прямотой сказал однажды Руслан Аушев.

 

Девушка в узбекском костюме. Узбекская тюбетейкаНе будем судить, насколько привязанность узбеков к тюбетейке повинна в развале СССР. Интересно то, что упомянуты именно они, хотя этот головной убор носят не только узбеки, но и таджики, туркмены, киргизы, казахи, другие мусульманские народы. Разбираться в родословной тюбетейки все равно что искать изобретателя колеса. Но только один народ приверженностью к ней способен вдохновить на такие строки: "С тобой мы связаны навек, как тюбетейка и узбек".

 

На первый взгляд все предельно просто: удобный для местного климата головной убор. Но если вы спросите почтенного узбекского старца, зачем носить тюбетейку, скорее всего, он скажет о другом ее предназначении: "Чтоб шайтан в башку не залез". Нынешнюю молодежь шайтаном не испугаешь, и потому на городских улицах редко встретишь молодых людей в тюбетейке. Но по традиции без этого головного убора не обходится ни одно торжество. В тюбетейке приходят в мусульманские святыни - мечети, ее надевают, когда провожают в последний путь близких людей. И по древнему восточному обычаю дорогому гостю преподносят халат, сюзане и, конечно, тюбетейку.

 

С детства помню, как в доме моей узбекской подруги Зухры высоко над ковром висела тюбетейка. Она казалась мне такой недосягаемой, даже загадочной. Она и на самом деле была особенной: когда-то она познакомила родителей Зухры. Произошло это на свадьбе, после узбекского танца - ол туппимни - "подними тюбетейку". Мужчины танцуют вокруг тюбетейки. Затем каждый, по очереди, наклонившись, пытается надеть ее на голову так, чтобы не задеть руками. Став победителем, юноша подарил тюбетейку девушке, которая болела за него... Со временем они создали семью. А та тюбетейка стала их талисманом.

 

Сшить тюбетейку несложно. Два или несколько слоев ткани простегивают и укрепляют шелковой или хлопчатобумажной нитью. Самое важное начинается потом, когда тюбетейка вышивается шелковой нитью, золотой или серебряной канителью. Талантливые восточные мастерицы на маленькой поверхности круга выдают бесконечные разновидности узоров. Вот миндалевидный мотив "болом" - символ жизни и плодородия, а вот узор "илон изи" - след змеи, выполняющий роль оберега. Перцевидный узор символизирует чистоту и отрешенность от всего земного, мотив соловья, птицы - высшую мудрость, ветки розы - символ мира и красоты.

 

Пожалуй, наибольшей популярностью во многих районах Узбекистана пользуются чустские тюбетейки (местечко Чуст в Ферганской долине Узбекистана), особенно "дуппи", один из видов этих тюбетеек. Их отличает белый узор на черном фоне в виде четырех стручков перца - "калампир" - и вышитые по околышу в ряд арочки. Черно-белая тюбетейка родом из Ферганы, а в Самарканде и Бухаре мужчины старшего возраста носят тюбетейку из однотонного бархата зеленого цвета. Интересно, что рядом с Самаркандом находится древний таджикский город Пенджикент, но эта тюбетейка здесь не вошла в обиход. Хотя здесь, как и везде, пожилые люди носят черно-белую тюбетейку. Она удобна не только по форме, но и по цвету: черный и белый. Такую тюбетейку можно надеть и в дни радости, и в дни печали.

 

Другие разновидности тюбетеек Ферганской долины - "сандали", "акка икки сум", "чимбой", "суркачекма" - имеют более скромный вид. А есть еще самаркандские тюбетейки, выполненные в технике "пилтадузи" (шитье по фитилькам), по форме напоминающие ребристый купол. Интересны тюбетейки "шахрисабза", отличающиеся живописной многокрасочной гаммой. И наконец, всем известна золотошвейная тюбетейка. Родина ее - Бухара.

 

В общем, как говорят в Узбекистане, была бы голова цела, а тюбетейка найдется. Найдется она и для гостей. А если вы приедете в эти края еще раз, вам, как старому другу, в шутку предложат: "Дуппидай ош килайлик!", что означает: "Сделаем плов размером с тюбетейку!"

 

Шавкат Ниязи, заместитель председателя Международного сообщества писательских союзов:

 

- Перец (калампир) на тюбетейке "чусти" является символом жизни. А он, как известно, бывает и горьким, и сладким, как и сама жизнь. Четыре части тюбетейки представляют четыре периода жизни человека: детство, юношество, молодость и старость. Надевая тюбетейку новорожденному, мулла тем самым благословляет его, чтобы он всегда был здоров. При обрезании ребенку тоже надевают на голову тюбетейку. И на свадьбе жених - в тюбетейке, что означает переход к более зрелому периоду жизни. Словом, каждый раз муллы-аксакалы, надевая тюбетейку, благословляют тех, кто становится достойным носить ее.

 

Текст: Мадина Сулаймонбек. "Плов размером с тюбетейку", журнал "Националь" №1/2004

 

 

 

 

"

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

2ГОГИ: Отличная подборка.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, ГОГИ, молодец!!! Спасибо, прочитал с огромным интересом!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Правда? Понравилось? Ну я сторался.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Чабан, раз Вы так подчеркнули, наверное сами входите в круг посвященных...Расскажите :)

 

К сожалению я отношусь к тому большинству , которое не знает смысла рисунка T.T

 

Но мне достоверно известно, что это не стручёк. Растительное происхождение рисунка - маловероятно.

 

Очень интерестные варианты fayzee - что то в этом есть :huh:

 

Надеюсь, что всётаки ктонибудь нас просвятит в этом вопросе :ph34r:

 

 

 

@Гога - многа букаф ниасилил :o

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
@Гога - многа букаф ниасилил :lol:

четай по диагонали

Edited by ГОГИ
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тюбетейки Узбекистана подразделяются на несколько групп ( Ташкентская, Ферганская, Самаркандская, Бухарская, Кашкадарьинско- Сурхандарьинская, Хорезмско-Каракалпакская) и несколько типов: мужские, женские, детские (в том числе для грудных детей), тюбетейки для стариков. Женщины пожилого возраста тюбетеек уже не носили. В XIX в. тюбетейка у мужчин наполовину была скрыта в складках обязательной для ношения чалмы. Что касается женских тюбетеек, то их в ХIX в.носили женщины, которых называли «сатанг» - щеголиха. Находясь в женском обществе, они подражали в своем поведении мужчинам.

 

Кульминационным моментом в развитии выделки тюбетейки, как разновидности искусства национального костюма, является конец XIX- середина XX в., когда функция тюбетейки становится художественно-эстетической. До XX века форма, колорит, и орнаментация тюбетейки были специфичны для каждой этнической группы. В каждом районе сложился свой стиль, имелись свои орнаментальные мотивы. К XX столетию под влиянием экономических, социальных и культурных изменений в жизни народов Средней Азии стиль тюбетеек начал меняться, чему в немалой степени способствовало появление всевозможных тканей, ввозимых из России и других стран, а также фабричных, окрашенных в разные цвета ниток и искусственных красителей. Формам тюбетеек присущ лаконизм, целесообразность, предельная пластическая выразительность.

 

Мне кажется смысл тюбетейки кроется в той местности в которой она была сделана...Для сравнения посмотрите какая разница тюбетеек в областях Узбекистана.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
К сожалению я отношусь к тому большинству , которое не знает смысла рисунка T.T

Но мне достоверно известно, что это не стручёк. Растительное происхождение рисунка - маловероятно.

Очень интерестные варианты fayzee - что то в этом есть :rolleyes:

Надеюсь, что всётаки ктонибудь нас просвятит в этом вопросе :rolleyes:

@Гога - многа букаф ниасилил :rolleyes:

Ну как мне рассказывал один старик этот узор "стручок" означает "бытие", то есть мы начинаем жизнь маленькой точкой проходим через "большой круг" жизни и возвращаемся к истокам.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Совершенно неожиданная версия расшифровки орнамента черно-белой тюбетейки с миндальным или стручковым орнаментом была приведена искусствоведами Узбекистана. Впрочем, по версии авторов орнамент тюбетейки вовсе не изображение миндаля и уж тем боле стручка перца. Смысл орнамента мужского головного убора узбеков гораздо глубже.

По версии авторов, тюбетейка разделена на 4 части – ровно столько же элемента нуклеотида было использовано для построения молекул-передатчиков генетического кода. Симметрия тюбетейки также не случайна – автор приводит слова Бируни «Человеческий дух очень чувствителен ко всем видам, обладающим симметрией, порядком, потому что человек, как неотъемлемая часть природы, не может ни обмениваться информацией, ни воспринимать внешний мир, ни вообще существовать вне симметрии, вне материальных структур».

Цвет тюбетейки – насыщенный черный оттенок зеленого изображает бездну вселенной, которая также сопоставима с черной дырок. По одной из космогонических версий Вселенная описывается теми же уровнями, что и черная дыра. Черная дыра - это область пространства со столь высокой концентрацией материи, что создаваемое гравитационное поле не выпускает наружу даже свет. Ничто, находящееся внутри черной дыры, не может воздействовать на внешний мир, хотя наружные объекты могут попадать в нее. И если на секунду представить, что черный лоскут тюбетейки - это черная дыра, в которой сжимается вся Вселенная в точку и из нее же она и рождается, то голова является носителем бесконечной информации.

Идея повторения всего в мире отражается и на орнаменте. Сопоставив современную Кокандскую, Маргиланскую и их родоначаьницу – Чустские тюбетейки, авторы пришли к выводу, что орнамент не что иное как изображение трехмесячного эмбриона. По Исламской версии именно в этот период создание в чреве матери получает душу и его можно назвать живым существом (любопытно, что в современной медицине аборты у женщин также допускаются только до трехмесячного развития плода. В дальнейшем операция по удалению плода считается опасной для жизни матери).

Вечное повторение всего в том, что четыре орнамента на каждой стороне не одинаковые, т.е. две арки - малые, а две - большие. Малая арка отображает бешик - колыбель новорожденного младенца, сверху над аркой вышиты точки - это колыбель с младенцем, излучающим свет. Большая арка - тоже бешик, но для человека, покинувшего этот мир, точки внутри показывают угасающий свет умершего человека. Вселенная расширяется и сжимается, рождается и умирает. Вселенная снова вернется в некую исходную точку. Таким образом можно предположить, что вокруг головы человека, на тюбетейке - бесконечное число рождений и смертей, которые испытываются, пока есть жизнь.

 

 

Я еще "чайник" и не смог отредактировать.

Статья называется "Любопытная версия об орнаменте Ферганской тюбетейки"

Автор: Наргиза Саидова. Взято с сайта www/uzbekLA.com

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дед мой покойный по отцу, коренной ташкентец с ул.Укчи(древнешей в городе), носил темно-синюю тюбетейку без узоров, материал еще был типа велюра, я как то спросил его, почему не носишь с узорами, он ответил, что коренная ташкентская тюбетейка бывает именно такой.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мне всегда казалось, что узор на тюбетейке сродни узору на шотландских килтах для посвященных - показывает происхождение носителя и его социальное положение, но приведенная выше космогоническая теория - чистый бред по моему мнению...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Совершенно неожиданная версия расшифровки орнамента черно-белой тюбетейки с миндальным или стручковым орнаментом была приведена искусствоведами Узбекистана. Впрочем, по версии авторов орнамент тюбетейки вовсе не изображение миндаля и уж тем боле стручка перца. Смысл орнамента мужского головного убора узбеков гораздо глубже.

 

Мелко они копают, надо еще глубже. Это упрощенный чертеж термоядерного реактора. Его еще не изобрели, но как только изобретут, так все сразу увидят неоспоримое сходство.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Дед мой покойный по отцу, коренной ташкентец с ул.Укчи(древнешей в городе), носил темно-синюю тюбетейку без узоров, материал еще был типа велюра, я как то спросил его, почему не носишь с узорами, он ответил, что коренная ташкентская тюбетейка бывает именно такой.

 

Как раз таки темно-фиолетовые из велюра, бархата и современные черные тюбетейки с белой вышивкой это совсем не старинные виды головных уборов, а упрощенные, появились в 30-е годы и позже, когда пришла советская власть, люди стали по другому одеваться, мужчины стали меньше носить чапаны, женщины не стали носить паранджи и кучи серебряных украшений. И эти тюбетейки как бы стали упрощенном вариантом старых образцов, так как уже никто не занимался тщательной вышивкой, аляпистая и яркая традиционная одежда не стала модной. У меня имеются дома небольшая подборка старинных и не очень тюбетеек, выложу попозже.

 

А так в каждой области и регионе носили совсем разные тюбетейки.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
К сожалению я отношусь к тому большинству , которое не знает смысла рисунка T.T

 

Но мне достоверно известно, что это не стручёк. Растительное происхождение рисунка - маловероятно.

 

Надеюсь, что всётаки ктонибудь нас просвятит в этом вопросе

 

Прежде, чем начать я бы хотел пробежаться по географии:

 

Маргилан Мар Гил - Господень камень, шар

Сим (др. название гор. Ферганы) имя старшего сына Ноя.

Водил - Долина Бога

Сыр Дар Йо - Секретная Обитель Йохова

Йордон (ферганский) - Йохова творит Реку. Кстати наш Йордон - молочный, белый, как Бог обещал. И земля "кол воткнёшь - зазеленеет".

Шох Мар Дон - ожесточил Господь Реку.

 

Тюбетейка - Это древняя Священная Скрижаль древних пророков народа Сорт (сарт).

 

Я очень кратенько

 

 

19780859FrM.jpg

 

Это безусловно никакой не перец. Это две сущности бытия, заключённые в-ремя, в РаМки. Одна из них замин (материя, пространство), другая замон (дух, эпоха). Я написал слово в-ремя неслучайно. Возьмите ремень за концы и у вас получится этот перец. В этой жизни мы изолированы от Вечности и это даёт нам развиваться становиться. "Даёт становиться" это и есть значение слова Йохова (Йахве, Иегова) - это непроизносимое имя Аллаха.

 

19780861nAD.jpg

 

Здесь указан 16 раз поднятый каменый брусок, который не должен касаться Замин (земли), а вторая линия изолирует его от Замон (эпохи). Такую систему, как принято считать впервые построил Адам, но этот Куб был снесён потопом и такой же Куб построил Авраам в Мекке.

 

Эта система ЗАМин-ЗАМон, обозначена, как единое пространство/время в Мекке как зам-зам, так назван источник воды, ну, конечно арабы не знают причину этого названия.

 

Но судя по знаку под "Перцем" вторая половина этого знания сохранилась на Востоке и несёт то же самое значение. Смотрите замИН-замОН.

инЙон.

ин - земля \ он-время

инЙ - мороз (иней) - Йон горение

ин - внутри англ. - он - на поверхности

 

Тюбетейка несёт знание куда глубже, чем у Лао Цзы.

 

Помните слова Иисуса, Так говорит Господь: Расщепи дерево, найдёшь МЕНЯ, подними камень и Я там буду.

В узбекском языке ОРа - между, Йор это расколоть дерево, но и Йор - любить, творить, то есть Йохова между.

 

Одним словом зерно смысла Писаний Востока и Запада скрыто в тюбетейке с момента, когда формировались понятия, народы и их языки.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Впячатляющие знания! Но это ташкентская тюбетейка а как насчет тюбетеек бухарских и.т.д

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

М-да, лихо завинчен сюжет!!!

 

Может поделитесь названиями веществ так кардинально изменяющими сознание???

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
М-да, лихо завинчен сюжет!!!

Угу и уши от Seryuga торчат...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Sign in to follow this  
Followers 0